Листки Знания

298. Divine in the Form and Formless


Divinity is unmanifest, but man has an innate desire to perceive the Divine in the manifest creation around him. He creates idols, breathes faith into them and requests divinity to be present in the idol for a while, so that he can worship, express his love and play with it. At the end of his worship he requests divinity to go back into his heart from where it manifested. This is part of all pujā practices.

Pujā is not about actually worshipping the idols, but worshipping the unmanifest divinity which has the divine qualities. So, the idol worshippers of the East are not the same as the ones in the Middle East described in the Bible. In the East, they are not just worshipping different gods and different idols, but worshipping the ONE divinity in many different forms.

Paganism, Satan and animal worship, without the knowledge of the one divinity is very different from seeing the Divine in every form of the manifest universe. In the eastern tradition, gods and goddesses are part of the one divinity like the different colours in white light, whereas in the Greek tradition, gods and goddesses are in themselves different entities.

Worshipping Satan and different entities is not the same as worshipping divinity in its various forms. Every form belongs to the Divine. When you adore the form, you are adoring the Divine behind the form.

With this knowledge, the very act of worship -- which is more an inner phenomenon -- assumes a more colourful and vibrant expression, indicating that both the form and the formless are all divine.

March 22nd, 2001
Rishikesh, India

298. БОЖЕСТВЕННОЕ В ВИДЕ ФОРМЫ И КАК БЕСФОРМЕННОЕ


Божественное не проявлено, но человеку присуще желание "видеть" Божественное в проявленном Творении вокруг себя. Человек создает статуи, идолы божеств, вдыхает в них веру и просит Божественное присутствовать в этом идоле какое-то время, чтобы ему можно было поклоняться, выражать свою любовь и "играть" с ним. В конце церемонии поклонения человек просит Божественное вернуться в его сердце, откуда оно проявилось. Это является частью всех практик пуджи.

На самом деле пуджа заключается не в поклонении идолам, а в поклонении непроявленной Божественности, которая обладает божественными качествами. Таким образом, те, кто поклоняется идолам на Востоке, отличаются от тех, кто поклоняется идолам на Ближнем Востоке, как описано в Библии. На Востоке люди не просто поклоняются различным богам и различным идолам — они поклоняются ЕДИНОМУ Божественному во множестве различных форм.

Язычество, поклонение Сатане и животным без знания о едином Божественном очень отличается от способности видеть Божественное в каждой форме проявленной Вселенной. В восточной традиции боги и богини являются частью единого Божественного, так же как разные цвета являются составляющими белого света, в то время как в греческой традиции боги и богини являются сами по себе отдельными существами.

Поклонение Сатане и различным существам — это не то же самое, что поклонение Божественному в его различных формах. Каждая форма принадлежит Божественному. Когда вы почитаете форму, вы почитаете Божественное, стоящее за этой формой.

С этим знанием само действие поклонения, которое является больше внутренним процессом, приобретает более красочное и живое проявление, показывающее, что все — и форма и бесформенное — есть Божественное.

22 марта 2001 г.
Ришикеш, Индия

ОГЛАВЛЕНИЕ