Практика Аюрведы может по-настоящему повысить качество вашей жизни

Перевод статьи "The practice of Ayurveda can truly enhance the quality of your life" (Шри Шри Рави Шанкар).

Аюрведа - это изучение жизни. Аюр - это жизнь, а Вед - означает знать.

Согласно Аюрведе, жизнь или существование - это не жесткая обособленность, а гармоничный поток. Даже пять элементов (земля, вода, воздух, эфир и огонь), из которых состоит вся вселенная, не являются узкими обособленностями определенных объектов. Они перетекают друг в друга. Каждый из элементов содержит остальные четыре.

Самый тонкий элемент в нас - это пространство, из которого состоит ум, а самый грубый - это элемент земли, из которого сделаны наши кости, костный мозг, кожа и структура. Далее идет разделение на три доши - Вату, Питту и Капху. Это способ понять нашу физиологию, ее характеристики и ее отражения на ум.

Когда возникает болезнь, она сначала приходит в форме мысли, тончайшем аспекте, затем в звуковой форме, а затем в форме огня (света), который [присутствует] в ауре. Только потом болезнь проявляется в теле. Простые симптомы возникают в подвижной форме, которая может быть вырвана с корнем, а затем она проявляется в самой грубой форме, где уже необходимы лекарства. Но с практикой Аюрведы болезнь может быть пресечена на корню.

Целостный подход Аюрведы включает упражнения, дыхание и медитацию.

Дыхание является синонимом жизни. Наша жизнь - это наше дыхание. Наше дыхание - это наша жизнь. Очень интересно наблюдать взаимосвязь между дыханием и различными дошами в теле, а именно: Ватой, Питтой и Капхой. Эти три доши воздействуют на некоторые части тела больше, чем на другие части.

Например, Вата-доша преобладает в нижней части тела - желудок, кишечник и т.д. Такие заболевания как проблемы с желудком и боли в суставах могут быть связаны с дисбалансом Ваты. Капха-доша преобладает в средней части тела. Кашель в основном является результатом дисбаланса Капха. И Питта воздействует на верхнюю часть тела - голову. Вспыльчивость - это признак Питты.

Как нам принести хорошее здоровье нашей системе?

Первое средство - это успокоение ума, приходящее из тончайшего аспекта творения, эфира. Если ваш ум наполнен слишком большим количеством впечатлений и мыслей, и это истощает вашу защитную силу (иммунитет), тогда это то, откуда начинают зарождаться какие-то болезни в теле. Если ум ясен, спокоен, медитативен и в приятном состоянии, сопротивляемость организма будет увеличиваться, и это не позволит болезни войти в него. Искусное использование дыхания и медитации может успокоить ум.

Затем появляется элемент воздуха. Дыхание, ароматерапия и т.п. относятся к этой категории. Далее следует элемент огня (света), в отношении которого для лечения используется цветовая терапия. Прежде чем болезнь проявляется в теле, вы можете увидеть ее в ауре человека. И, активизируя нашу систему с помощью праны или жизненной энергии, можно очистить ауру и предотвратить болезнь.

Далее - элемент воды. Пост или очистка организма водой может значительно помочь в приведении системы к балансу.

Последним прибежищем будут лекарства, лекарственные травы и хирургия. Все это вступает в действие, когда другие методы терпят неудачу и болезнь становится неизбежной.


По теме шлока из Аштанга-хридая-самхита, Су.1.1:

rāgādi-rogān satatānuṣaktān a-śeṣa-kāya-prasṛtān a-śeṣān | autsukya-mohā-rati-dān jaghāna yo '-pūrva-vaidyāya namo 'stu tasmai || 1 ||

  • “aśeṣa” - без остатка, с корнем;
  • “jaghāna” - основа ‘han’ - убивать, бить; jaghāna - прошедшее время ‘уничтожил’;
  • "rāga" - ‘то, что делает привязанным и возбужденным; сильное желание объектов чувств’.

Перевод Владимира Дружинина, АХС, гл.1:

"Поклоны Тому несравненному врачу, что разрушил бесчисленные болезни тела [и ума], такие как рага (rāga) и т.д., постоянно связанные [с телом] и распространяющиеся в нем повсеместно, приводя к жажде обладания объектами чувств, иллюзии и постоянной неудовлетворенности."