Диеты в Аюрведе: при Аме, лихорадке и после панчакармы

Самсарджана крама: постепенная поэтапная диета в Аюрведе

Перевод статьи "Saṃsarjana krama: the graduated diet in Āyurveda" с форума Андрея Юрьевича Головинова.

Прим. пер. В статье говориться об Аме, приводятся ее признаки, рассказывается как Ама подавляет Агни, Оджас, вредит тканям; рассказывается о постепенной поэтапной диете (saṃsarjana krama) для восстановления Агни и приводятся схемы диет: при Амапачане (”пережигании амы”), при лечении лихорадки и после панчакармы.


Обратите внимание: эти материалы взяты из Inside Ayurveda: Клиническое Образование для западных практиков, опубликовано Todd Caldecott и Dogwood School of Botanical Medicine.

5.4 Ама: недопереваренная пища

Состоянию Огня пищеварения (Агни *) уделяется большое внимание при диагностике и терапии в Аюрведе. Его недостаток или нарушение является причиной для формирования Амы, которая дословно переводится как "недопереваренная пища”.

В более широком контексте, Ама - это ухудшение способности человека получать питание/поддержку из разных сфер жизни: физической, эмоциональной, умственной или духовной.

Правильно функционирующий агни создает гармонию и благоприятен для всего организма, с надлежащим различением тела, ума и чувств.

Прим. пер.:
* agnimūlaṁ balaṁ puṁsāṁ retomūlaṁ ca jīvitam |
"Сила людей коренится в огне пищеварения...”
// Йога-ратнакара, 10. Перевод: Владимир Дружинин

Как побочный продукт плохого пищеварения Ама - противоположна по природе Агни, проявляя такие качества как тяжелая (гуру), холодная (щита), маслянистая (снигдха), вязкая/липкая (picchila) и медленная (манда).

Все качества Амы по сути идентичны Капхе. Тем не менее, разница между Амой и Капхой в том, что вместо того, чтобы действовать как противовес деятельности Ваты, Ама накапливается в каналах (srotāṃsi) и блокирует течение/движение Ваты.

Из-за своей подвижной природы Вата, при столкновении с препятствиями, начинает двигаться в обратном направлении обращая свой поток в тело и тем самым производя нарушения и недуги (см. vimārga gamana srotoduṣṭi).

Когда Агни слаб, вместо Оджаса образуется Ама, и, как следствие, постепенно Оджаса становится недостаточно. А поскольку Оджас поддерживает Агни, то дефицит Оджаса в дальнейшем уменьшает Агни.

В дихотомии между Оджасом и Агни, Ама представляет собой энтропийную тенденцию в цикле дхату. Ама, накапливаясь в течение многих лет, в конечном итоге подавляет силу Оджаса и Агни, содействуя процессам дегенерации, разрушения и смерти.

Хотя свойства Амы подобны Капхе, Ама может соединяться с любой дошей (doṣāḥ). Соединение Доши с Амой называется Сама (sāma), или «с Амой». В отсутствие Амы Доша называется Нирама (nirāma, nir - означает “без”), или “без Амы”.

Лечение в Аюрведе начинается с устранения Амы и усиление Агни. Если несмотря на эти меры состояние продолжает сохраняться, то проводится специальная терапия для искаженных Дош.

Ама может быть идентифицирована с помощью признаков и симптомов, описываемых Вагбхатой в Аштанга-хридайа-самхите (Сутрастхана, 13: 23-24a):

srotorodhabalabhraṃśagauravānilamūḍhatāḥ ālasyāpaktiniṣṭhīvamalasaṅgāruciklamāḥ

Это описание позволяет очень четко идентифицировать Аму. Эти признаки включают:

  • srotorodha: обструкция каналов, плохая циркуляция;
  • bala-bhraṃśa: потеря силы **;
  • gaurava: чувство тяжести;
  • anila-muh-tad: патологический избыток Ваты /прим. пер.: здесь muh означает, что [вата-доша] движется не туда куда следует/, например: одышка (то есть диспноэ - нарушение частоты и глубины дыхания, сопровождающееся чувством нехватки воздуха), покалывание и онемение, спутанность сознания и беспокойство;
  • ālasya: вялость, апатия, недостаток энтузиазма;
  • apakti: расстройство пищеварения, диспепсия;
  • niṣṭhīva: увеличение слизи в носу, гиперсаливация (избыточное слюноотделение);
  • malasaṅgā: нарушение детоксикации и выделения;
  • aruci: потеря аппетита;
  • klama: быстрая утомляемость, плохая выносливость (прим.пер.: klama - "чувство хронической усталости, при отсутствии физической нагрузки. В большей степени считается ментальным расстройством.").

** Прим. пер.: под силой (bala) понимается не только физическая и ментальная сила, но и способность не болеть (иммунитет).

8.0 Сущность диеты

Согласно Чараке, пища является основным фактором роста и поддержания тела, и, соответственно, когда пища (āhāra) является не подходящей (ahita), она является причиной болезни (Sū 25:31).

Таким образом, крайне важно, чтобы пища/диета была полезной/подходящей (hita āhāra). Нужно учитывать восемь основных факторов полезной пищи:

  • deśa (климат/регион)
  • kāla (время и сезон)
  • rāśi (количество)
  • prakṛti (индивидуальная конституция)
  • karaṇa (приготовление)
  • saṃyoga (комбинации)
  • upayoga (потребление)
  • upayukta (получатель)

9.6 Ahita āhāra: неподходящая пища

Пятая и последняя причина болезни - это ahita āhāra или неподходящая/вредная (ahita) пища/диета (āhāra).

Когда пища не подходящая, Агни ослабляется, способствуя выработке и накоплению Амы, которая, в свою очередь, соединяясь с дошами способствует их увеличению и выходу из равновесия.

В 25-й главе Sūtrasthāna, Чарака излагает дебаты, которые имели место тысячи лет назад между известными мудрецами, собравшимися в Гималаях, чтобы выяснить что является причиной болезни.

Каждый из собравшихся мудрецов высказывал свои соображения: некоторые говорили, что первопричина заболевания связана с такими факторами, как ум и эмоции, наследственность, карма, Боги и т.п. В конце концов вопрос дошел до стоп Атрейа Пунарвасу. Когда Vāmaka, король Kāśī спросил Атрейа, тот ответил:

hitāhāropayoga eka eva puruṣavṛddhikaro bhavati ahitāhāropayogaḥ punarvyādhinimittamiti

"Только подходящая пища способствует росту человека,
в то время как неподходящая пища является причиной болезни".

- Чарака Самхита, Sūtrasthāna 25:31

По сути Атрейа сказал, что те же самые факторы, которые ответственны за питание и поддержание тела, также являются причиной болезни.

Таким образом, касательно понимания здоровья тела, следует видеть потенциал заболевания в том, что является причиной жизни.

Подходящая пища (hita āhāra) поддерживает и защищает организм, в то время как неподходящая пища (ahita āhāra) является причиной его разрушения.

14.2 Saṃsarjana krama: постепенная поэтапная диета

Примечание из книги “Аюрведа и панчакарма. Методы исцеления и омоложения” (автор Сунил В. Джоши):

“Термин saṃsarjana krama (самсараяна крама) буквально означает постепенное введение пищи (saṃsarjana = встреча, привлечение; krama = система; последовательность). После очистительных процедур панчакармы пищеварительный огонь ослабляется процессом выведения амы обратно в желудочно-кишечный тракт и ее изгнания. Поэтому Агни нужно восстановить. Самсараяна крама является главной процедурой в восстановительном периоде после панчакармы, направленной на восстановление пищеварения.”

“Чтобы показать сходство пищеварительного Агни с пламенем костра, Чарака использует следующий пример. Если кто-то хочет сжечь в костре много плотного дерева, ему необходимо начать с искры и нескольких сухих травинок. Когда трава разгорится, можно добавить щепки и тонкие веточки, немного погодя — палки и только потом тяжелые бревна. Если бревна загорятся, в костре можно будет сжечь любое дерево. Однако, если подложить бревно к нескольким горящим травинкам, оно потушит пламя.”

Самсарджана крама (постепенная поэтапная диета) является ключевым аспектом лечения в Аюрведе, используемым не только для восстановления пищеварения после панчакармы, но особенно при избавлении от Амы и при лечении таких заболеваний как лихорадка (jvara).

Следуя предписаниям Аюрведы есть только два раза в день, пища во время поэтапной диеты (saṃsarjana krama) обычно дается дважды: один раз в полдень, а затем еще раз ранним вечером. Составляющие поэтапной диеты следующие:

  • манда (maṇḍa);
  • пейя (peya);
  • йавагу (yavāgū);
  • вилепи (vilepī);
  • одана (odana);
  • акрита-юша (akṛta-yūṣa);
  • крита-юша (kṛta-yūṣa);
  • мамса-раса (māṃsa-rasa).

Первый компонент поэтапной диеты - это манда (maṇḍa), которая является жидкой частью отвара риса, для приготовления которого берется 1 часть риса и 14 частей воды, после варки оставляют только отвар без зерен, и добавляют немного розовой соли (saindhava). Манда - это крахмалистая жидкость молочно цвета - она является самой простой для пищеварения из всех продуктов, обычно дается один раз в начале курса.

/Прим. пер. касательно розовой соли. В Аюрведе говорится (Сущрута-самхита, Су. 46.313), что розовая соль (saindhava) по сравнению с другими, например, морской/поваренной (sāmudra), черной (sauvarcala) менее горячая (uṣṇa), меньше увеличивает Капху и Питту, менее острая, то есть более диетическая. Также в Аюрведе упоминается, что она лучшая из всех солей.

Сущрута (Su, Sa, 46) утверждает, что

cakṣuṣyaṃ saindhavaṃ hṛdyaṃ rucyaṃ laghvagnidīpanam / (314.1)
cakṣuṣya saindhava hṛdya rucya laghu-agni-dīpana snigdhaṃ samadhuraṃ vṛṣyaṃ śītaṃ doṣaghnamuttamam // (314.2)

розовая соль (saindhava) полезна для зрения (cakṣuṣya), полезна для сердца (hṛdyaṃ), усиливает аппетит и вкус (rucyaṃ), легкая (laghu), разжигает огонь пищеварения (agni-dīpana); масляниста (snigdha), имеет сладковатое совкусие (sa-madhura), афродизиак (vṛṣya), холодная (śīta)*, в высшей степени среди всех (uttama) все три доши приводит в баланс ** (doṣa-ghna).

* другие авторы говорят (деликатно) - она не горячая;
** не выводит из равновесия доши.
[перевод с санскрита по материалам аудио-лекции Владимира Дружинина] /

После манды следующим приемом пищи является жидкий рисовый суп, который называется пейя (peya), для приготовления которого берется 1 часть риса и 8 частей воды с небольшим количеством розовой соли. В отличие от манда, пейя содержит зерна риса, но в основном это жидкость.

Следующий этап диеты - это йавагу (yavāgū), приготовленный из 1 части риса и 6 частей воды. Получается более густая консистенция, с большим количеством зерен чем у пейя.

После йавагу (yavāgū) идет вилепи (vilepī), густой суп из риса, который является немного более клейким, приготовленный из 1 части риса и 4-х частей воды, с небольшим количеством розовой соли.

Следующий этап диеты - это одана (odana), готовится из 1 части риса и 2 частей воды, с небольшим количеством розовой соли. На этом этапе диеты одану обычно едят с юша (yūṣa), или супом из бобовых (т.е. далом), который готовится из таких бобовых как зеленый маш (mudga) или конский горошек (kulattha), в количестве 1 часть бобов и 14 частей воды.

Юша (yūṣa) бывает двух типов:
- первый тип готовят без жиров, кислых или соленых вкусов - она называется акрита-юша (akṛta yūṣa);
- второй тип, который содержит жиры, такие как гхи, а также кислые и соленые вкусы, называемый крита-юша (kṛta yūṣa).

Последняя фаза поэтапной диеты - одану едят с мамса-расой (māṃsa rasa), или мясным супом, подготовленным тушением кусков баранины или козлятины в воде, с розовой солью и специями.

/Прим. пер.: мясо в аюрведе для тех пациентов, кто не может от него отказаться, подробнее см. статью: "Аюрведа и мясо"./

Помимо риса могут быть использованы и другие зерновые, а именно: ячмень в случае избытка капхи (слизь и кашель); овес для вата- и питта-состояний, таких как сухость слизистых и раздражение.

Подобным же образом, другие виды мяса, такие как дичь/домашняя птица, могут быть использованы вместо баранины и козлятины в мамса-расе, в зависимости от потребностей пациента, так и по усмотрению практикующего врача.

/Прим. пер.: принцип saṃsarjana krama постепенной поэтапной диеты, присутствует в очистительной практике Шанкха-пракшалана (śaṅkha prakṣālana), где после процедуры вначале дается более легкая для усвоения и мягкая пища - в первый прием сильно разваренный рис с гхи. Рис помогает сорбировать соль, оставшуюся в желудочно-кишечном тракте после “промывания”, гхи смягчает и смазывает слизистые. В следующие приемы пищи принимают каши (на воде), вареные и тушеные овощи и постепенно переходят к более твердой и трудноперевариваемой пище. С. 64, Артем Фролов, “Травы для йогов”. /

Как различные аспекты поэтапной диеты выполняются в зависимости от различных факторов,

включая используется ли она в качестве Амапачана (прим. пер.: āmapacana - дословно ”пережигание амы”), или для лечения таких заболеваний как лихорадка, или когда она применяется после панчакармы.

Если диета используется для Амапачана (āmapacana), схема может быть упрощена таким образом, что принимают одану (1:2) и крита-юша (суп с маслом, соленым и кислым вкусами) в течение нескольких недель.

Если диета используются при лихорадке, то в этом случае yavāgū (густой суп 1:6) готовят с легкоперевариваемыми зерновыми, такими как lāja («воздушный рис») и особыми травяными отварами, которые добавляют в кашу.

Если же диета применяется после панчакармы, то ее осуществление зависит от того, какая была терапия: слабой (avarā śudhi), средней (madhyama śudhi), или сильной (pravara śudhi):

  • после легкого очищения (avarā śudhi), поэтапная диета осуществляется в течение трех дней;
  • после среднего очищения (madhyama śudhi), поэтапная диета осуществляется в течение пяти дней;
  • после сильного очищения (pravara śudhi), поэтапная диета осуществляется в течение семи дней.

В таблице ниже представлена схема (из комментариев Aruṇdatta к Аштанга-хридайа-самхите) применения постепенной поэтапной диеты в течение трех, пяти и семи дней, соответственно для легкого, среднего и сильного очищения (при панчакарме):

Схемы постепенного введения пищи (saṃsarjana krama)

Сила терапии Пейя (1:8) Вилепи (1:4) Акрита-юша Крита-юша Мамса раса
Слабая (avarā śudhi) День 1 обед День 1 ужин День 2 обед День 2 ужин День 3 обед
День 3 ужин
Cредняя (madhyama śudhi)
День 1 обед
День 1 ужин
День 2 обед
День 2 ужин
День 3 обед
День 3 ужин
День 4 обед
День 4 ужин
День 5 обед
День 5 ужин
Сильная (pravara śudhi) День 1 обед
День 1 ужин
День 2 обед
День 2 ужин
День 3 обед
День 3 ужин
День 4 обед
День 4 ужин
День 5 обед
День 5 ужин
День 6 обед
День 6 ужин
День 7 обед
День 7 ужин

Обратите внимание, что Вагбхата не включает все составляющие поэтапной диеты в эту схему, пропуская манду (maṇḍa) и yavāgū.

Опять таки, выбор элементов, которые включают в диету основывается на потребности пациента и на усмотрении врача. Например, первый прием пейи (1:8) при необходимости может быть замещен мандой (1:14), а yavāgū (1:6) могло бы быть использовано вместо vilepī (1:4).

Точно так же, если пациент вегетарианец, то вместо мамса-расы (мясного супа) предполагается использовать крита-юша (суп из бобовых).

После того как пациент завершил предписанный режим saṃsarjana krama, он может вернуться к подходящей (благоприятной для него) диете, или в случае панчакармы, перейти к следующему этапу лечения.


Самсарджана крама (постепенная поэтапная диета): поддержка пациента

Важные замечания!

1. Дозы базируются применительно к весу 68 кг (150-фунтов) для взрослых, и должны быть скорректированы по мере необходимости. Диабетики, пациенты, принимающие лекарственные препараты, а также кто-либо находящийся на диете под наблюдением врача - являются неподходящими кандидатами для постепенной поэтапной диеты, хотя им могут быть рекомендованы варианты поэтапной диеты индивидуально.

2. Нужно понимать, что если вы следуете этой диете вы потребляют очень мало энергии (из пищи), и нельзя ожидать, что вы будет нормально функционировать/выполнять работу.

Обязательно нужно отдыхать, пока вы следуете этой терапии, проводя большую часть времени сидя или лежа, выполняя легкие упражнения из йоги, медленные пешие прогулки и т.п.

Как бы там ни было, ваш обычный режим работы и физические упражнения, не могут выполняться в течение этого времени.

3. Если ваш аппетит становится очень сильным и устойчивым в течение короткого периода времени, переходите к 7-14 дням, и продолжайте следовать схеме.

Сильный аппетит указывает на надлежащее функционирование Агни, но не обязательно означает, что Ама полностью исчезла. Это также должно подтверждаться другими признаками, например, силой, энергичностью, психическим состоянием, количеством слизи, болью и т.д. Чтобы сбалансировать доши может также понадобится дальнейшая терапия.

Ингредиенты и рецепты:

1. Powha: хлопья риса, доступные в белом (индийский) и красном (Керала/Шри-Ланка) виде. Перебрать от любых загрязнений, быстро промыть в холодной воде и слить воду. Добавить предписанное количество риса в кастрюлю, необходимое количество воды, и варить на слабом-среднем огне, пока он не превратиться в однородную кашу. Есть два рецепта с использованием хлопьев powha:

  • Manda: 1 унция (30 г) powha (1-2 горсти), готовится с 14 частями воды (14 унций, 420 мл);
  • Peya: две унции (60 г) powha (2-4 горсти), готовятся с 8 частями воды (14 унций, 420 мл).

2. Рис басмати, или по желанию красный рис из Кералы/Шри-Ланки, который является частично шлифованным и который готовит примерно такое же время, что и белый рис басмати. Красный рис, тем не менее, должен быть замочен на ночь. В остальном, перебрать рис от мусора, промыть в холодной воде, слить воду, и готовить/варить, как это предписано. Различные виды приготовлений, которые могут быть сделаны, включают:

  • Vilepi: готовится в соотношении 1:4, 1/2 стакана риса на 2 стакана воды;
  • Odana: готовится в соотношении 1:2, 1 стакан риса на 2 стакана воды.

3. Юша (суп), или дроблёный/очищенный, промытый маш (мунг дал). Замочить горсть (~ 1,5 унции, 45 г) в воде на ночь, слить воду, а затем слегка поджарить на сухой сковороде в течение нескольких минут, только подсушить - следить чтобы не подгорело. Добавить 14 частей от объема (21 унций, 620 мл) воды, 2-3 ломтика корня имбиря, и варить, пока на выходе не получится однородная каша - примерно 1,5 чашки или 350-400 мл. Периодически перемешивать во время варки, чтобы не подгорало.

4. Розовая соль, также известная как гималайская розовая соль или sendha namak. Черная соль, или kala namak, имеет больше серы, и особенно хороша для пищеварения.

5. Хингваштак чурна (Hingwastak churna): смесь специй в виде порошка (чурна означает порошок), легко достать в большинстве индийских продуктовых магазинах. Содержит hing (Асафетиду), которая имеет ужасный запах и по свойствам похожа на чеснок, который хорош для пищеварения, против колик и паразитов. Хингваштак также содержит перец, имбирь, чёрный тмин (nigella), аджван и другие острые специи. В начале используйте только крошечную щепотку и посмотрите, как это подействует на вас. Увеличьте до 1/2 чайной ложки, и, если хорошо переносится, до 1 чайной ложки максимум.

6. Имбирный чай: использовать 4-6 ломтика корня на каждые 2 стакана (500 мл). Довести до кипения и варить в течение 10-20 минут на слабом огне. Для более сильного эффекта натереть корень или добавить больше имбиря. Процедить, пить теплым, но не слишком горячим. Добавить 1/2 чайной ложки порошка корня солодки в случае жжения или раздражения желудка. Добавить несколько ломтиков или тертый корень свежей куркумы от болей в суставах и общего воспаления.

7. Соленья, живая культура, например, ферментированные морковь, редька или капуста, правильно заквашенные, то есть не свежего брожения. Дать постоять один месяц на прилавке, прежде чем убрать в холодильник. Рецепты начинаются со С. 159, “Пища как лекарство” (‘Food As Medicine’).

8. Мясной бульон (Mamsa Rasa = 'мясной сок'): в скороварке, обжарить 2-3 фунта (0,9-1,3 кг) козьего тушеного мяса со свежим имбирем, луком и куркумой. Добавьте 12 чашек воды, щепотку розовой соли. Закрыть крышкой герметично и уменьшив огонь до среднего варить в течение 75 минут. После этого, процедить суп из мяса. Охладить, чтобы освободить от застывшего жира. Для этого процесса, лучше заранее подготовить и хранить в четырех отдельных контейнерах в морозильной камере для отдельных блюд. Мясо может быть охлаждено и добавлено в другие блюда, чтобы сделать рагу на потом.

/Прим. пер.: козье мясо (chāga) легкое для пищеварения (laghu) - источник Бхавапракаща:
bhāvaprakāśa-pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa - 11.
...
chāgamāṁsaṁ laghu snigdhaṁ svādupākaṁ tridōṣanut
.../

9. Суп из костей: готовиться заранее как мясной бульон, описанный выше. См рецепт С. 147 “Пища как лекарство” (‘Food As Medicine’).

10. Приготовленные на пару корнеплоды/крахмалистые овощи, например, морковь, брюква, зимняя тыква (winter squash), сладкий картофель, дайкон, пастернак. Готовить пока не станут мягкими, но не переваренные (то есть не до потери цвета). Лук также можно готовить на пару, однако не должен быть острым. Хорошо от запора, но если слишком много, то может вызвать жидкий стул.

11. Слегка обжаренные зеленые овощи. Лучше всего подходит молодая или нежная зелень, например, бок-чой (китайская листовая капуста), весенняя капуста (spring kale), крапива (молодая?), пажитник сенной (methi) и т.п.

Нарезать кубиками в полдюйма (1,3 см) 2-3 чашки. На сковороду добавить 1-2 чайные ложки оливкового или топленого масла, далее на среднем огне: добавить по 2 чайные ложки свежего тертого имбиря и куркумы, и 1/2 чайной ложки розовой соли. Нагреть специи в течение полминуты, а затем добавить овощи.

Готовить пока не станут нежными/мягкими, но должны оставаться зелеными (то есть не потерявшими свой цвет).

12. Тушеное мясо (рагу с овощами). Готовится таким же образом, как и мясной бульон, но также может быть приготовлено с добавлением корнеплодов, упомянутых ранее (например, лук, чеснок, морковь, сладкий картофель, кабачки и т.д.). Традиционные травы/специи - индийские, средиземноморские, румынские, французские и т.д., могут быть использованы для придания вкуса рагу, С. 143, “Пища как лекарство” (‘Food As Medicine’).

Приемы пищи Завтрак (10:00) Полдень (13:00) Ужин (17:00)
День 1 - манда (отвар 1:14) - имбирный чай - пейя (1:8)
День 2 - вилепи (1:4), 1 чашка
- розовая соль, щепотка
- имбирный чай - одана (1:2), 1 чашка
- розовая соль, щепотка
День 3 - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- юша (суп 1:14), 1-2 чашки
- хингваштак, щепотка
- имбирный чай - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- юша (суп 1:14), 1-2 чашки
- хингваштак, щепотка
День 4 - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- юша (суп 1:14), 1-2 чашки
- салат из кинзы с солью
- хингваштак, щепотка
- имбирный чай - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- юша (суп 1:14), 1-2 чашки
- хингваштак, щепотка
- соленья (ферментированные овощи) 1/2 чашки
День 5 - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- мясной бульон, 1-2 чашки
- на пару корнеплоды, 0,5-1 чашка
- салат из кинзы с солью
- хингваштак, 1/4 - 1/2 ч.л.
- имбирный чай - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- мясной бульон, 1-2 чашки
- на пару корнеплоды, 0,5-1 чашка
- соленья (ферментированные овощи) 1/2 чашки
- хингваштак, 1/4 - 1/2 ч.л.
День 6 - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- рагу с овощами, 2 чашки
- зеленые овощи (на пару или слегка обжаренные), 1 чашка
- хингваштак, 1/4 - 1/2 ч.л.
- костный бульон с огородными травами (зеленый лук, розмарин, орегано и т.п.) - одана (1:2), 1-1,5 чашки
- тушеное мясо, 2 чашки
- зеленые овощи (на пару или слегка обжаренные), 1 чашка
- соленья (ферментированные овощи) 1/2 чашки
- хингваштак, 1/4 - 1/2 ч.л.

Дни 7-14

Следуйте подобной схеме приема пищи, заменив козье мясо/баранину в рагу другими видами мяса. Размеры порций могут быть увеличены пропорционально увеличению аппетита от регулярных физических упражнений, которые теперь могут быть введены. Продолжать с рисом, но никаких других зерновых культур в этот период.

Дни 15-30

Медленно переходить к сытным (высококалорийным? более трудно переваериваемым) продуктам.

На завтрак можно перейти к пище с более низким содержанием углеводов, чтобы стабилизировать уровень сахара в крови и нервную деятельность, таким как яйца, мясо, рыба, но в конце дня, когда пищеварительная активность снижается, ужины должны быть простыми тушеными рагу [с овощами].

В течение этого периода вы можете экспериментировать с различными зерновыми, такими как киноа, амарант, гречиха, короткозерный коричневый рис и дикий рис, но для цельного зерна всегда используйте ферментирование перед приготовлением (прим. пер.: похоже на идли - небольшие паровые лепёшки, сделанные из ферментированного чёрного маша и рисовой муки), чтобы уменьшить ингибиторные факторы [зерна], тормозящие пищеварение (см “Пища как лекарство” / ‘Food As Medicine’, С.124). /прим. пер.: гречка должна быть коричневая, то есть прокаленная перед употреблением; зеленая гречка трудно переваривается. /


Ссылки по теме: