Кала Бхайрава Аштакам

Символизм грозной формы Шивы

(Перевод с англ.: artofliving.org)

У Господа Шива несколько форм и аватаров (проявление божества в форме физического тела). Хотя его первоначальная аскетическая форма широко почитается, его аватары Пашупатинатх и Вишванатх также довольно известны. Но одним из самых грозных аватаров Господа Шивы является Калабхайрава. Эта форма Шивы, описанная Ади Шанкарачарьей в Калабхайрава-аштакам, показана голой, черной, обвитой гирляндой из черепов, с тремя глазами, оружием разрушения в четырех руках и обвитой змеями.

Представление этой формы может показаться противоречащим бесстрастной, спокойной и медитативной форме [Шивы], которой многие молятся каждый день, но с Калабхайравой связан глубокий символизм. Прежде чем узнать, что это такое, давайте сначала прочитаем текст Калабхайрава-аштакам.

КАЛАБХАЙРАВА: РАСШИФРОВКА ФОРМЫ

Носителем Калабхайравы является ‘шваана’ (собака). Это самое грозное изображение Господа Шивы. Калабхайрава - повелитель смерти / времени. В духовности слова смерть и время символичны. Слово ‘Шваана’ состоит из двух частей ‘шва’ и ‘на’. В ведической литературе значение «шва» - это завтра и вчера, а значение «на» - нет. Итак, ‘шваа-на’ означает что-то, что есть ни вчера, ни завтра, что-то, что есть только сейчас, в настоящем моменте.

ДУХОВНЫЙ СИМВОЛИЗМ СКРЫТЫЙ ЗА КАЛАБХАЙРАВОЙ

Итак, Калабхайрава - это тот, кто не вчера и не завтра. Он всегда присутствует в настоящем. Кроме того, Господь Калабхайрава - владыка города Каши. Это также имеет символическое значение. В тантре Каши считается Агья Чакрой, которая находится между бровями.

Изображение Калабхайравы - это викраала (большое и внушающее страх). Это означает, что время пожирает все. Все, что присутствует в этом мире, со временем исчезнет и погибнет. Короли и империи, которые были здесь тысячи лет назад, чудеса, которые присутствуют сейчас и все, что придет в будущем, со временем пройдет.

А где время? Оно не в прошлом или будущем. Оно сейчас. И когда приходит это осознание времени и настоящего момента, наша Агья Чакра (место знания в нашем теле) усиливается, что свидетельствует о присутствии Господа Калабхайравы в нас. Это приводит нас к самому глубокому состоянию самадхи (медитации), которое также называется состоянием Бхайравы.

В Калабхайраве Аштакам, где Ади Шанкарачарья восхвалял Господа Калабхайраву как Господа Каши, он на самом деле имел в виду Агья-чакру, что означает полное осознание настоящего момента. Этого также желают все деваты (божественные энергии). Ади Шанкарачарья говорит, что даже боги, эти божественные энергии склоняются у ног Калабхайравы, жаждут этого состояния блаженства и самадхи.

ПОЛЬЗА ОТ КАЛАБХАЙРАВА-АШТАКАМ

Просто вспоминая состояние Калабхайравы, повторяя Калабхайрава-аштакам каждый день, дает нам знание о жизни и ведет к освобождению. Нам предоставляются добродетели, которые неизвестны, непостижимы и неосязаемы. Воспевание этой аштакам (восьмистишья) освобождает нас от шока (скорби), мохи (привязанности и заблуждения, причины страданий), дайнья (бедности или чувства недостатка), лобхи (жадности), копы (раздражительности и гнева) и тапы (страданий).

Господь Калабхайрава описывается как бхут сангха наяка - повелитель панча бхуты (пяти первоэлементов) - земли, огня, воды, воздуха и эфира. Он является источником всех видов желанного совершенства в жизни, всех знаний, которые мы желаем. Существует различие между обучением и мастерством/совершенством, и это состояние блаженства дает человеку все желанное совершенство. Вспоминая Калабхайраву, человек достигает блаженства, которое находится в глубочайшем состоянии Самадхи, где вы лишены всех забот и ничем не обеспокоены.

При участии Свами Харихары, директора Шри Шри Гурукула.