Аюрведические рекомендации по питанию и образу жизни для различных пракрити - Ритучарья
Перевод статьи "Recommendation of Ayurvedic diet and lifestyle guidelines for different Prakriti" с дополнениями и исправлениями. Приводятся общие рекомендации по питанию и образу жизни в зависимости от времени года (ритучарья), а также уточнения для различных пракрити (конституциональных типов).
Отметим, что рекомендации из ритучарьи применяются как основа для терапии одновременного увеличения двух или трех дош: летний [режим] применяется при одновременном увеличении Ваты и Питты, весенний – Капхи и Ваты, осенний (шарад) – Капхи и Питты, ранняя осень (сезон дождей) – кода все три доши в состоянии патологического избытка.
Оглавление:
Резюме
Пракрити (конституциональный тип человека) является уникальным психосоматическим характером человека, охватывающим физические, функциональные и поведенческие особенности. В традиционной аюрведе описаны режим дня (диначарья), сезонный режим (ритучарья) и благое поведение (садвритта) для поддержания тела в здоровом состоянии.
Для достижения хорошей физической формы важно корректировать питание, а также поведение (образ жизни) в соответствии с пракрити. Те, кто должным образом следуют питанию и поведению в соответствии со своим конституциональным типом, имеют лучшие здоровье и силу.
Ключевые слова: аюрведа, пракрити, питание, поведение, сезон, время года.
Введение
Проблема здоровья - одна из главных забот человечества в современную эпоху. Нездоровый образ жизни и неправильное питание приводит к болезням сердца, инсульту, раку, диабету, респираторным инфекциям и т.п. Эти недуги развиваются годами и затем трудно поддаются лечению.
В современную эпоху плохое питание, отсутствие физических упражнений, курение, злоупотребление алкоголем, плохой сон, тяжелые стрессовые нагрузки, уменьшение физической активности, нездоровый образ жизни и чрезмерное потребление нездоровой пищи в значительной степени ответственны за повсеместный рост заболеваний из-за [неправильного] образа жизни.
Аюрведа, прежде всего, направлена на сохранение здоровья для продления жизни и обуздания болезней [3]. Сохранение здоровья является приоритетом медицинской науки, и это может быть достигнуто двумя способами: первый - преодоление заболеваний, когда они поражают тело, а второй способ - следование оптимальному образу жизни, описанному в аюрведической литературе в разделах:
- Диначарья (распорядок дня),
- Ритучарья (правильное поведение в зависимости от времени года) и
- Садвритта (благое поведение).
Эти разделы служат для поддержания тела здоровым.
Пракрити (конституция человека) является уникальной концепцией Аюрведы, имеющей генетические и приобретенные аспекты. Генетический аспект зависит от семени и яйцеклетки [4], а после оплодотворения яйцеклетки на формирование конституции (будущего ребенка в утробе) влияют внешние факторы, такие как климат, сезон, фактор времени, возраст, раса, семейное наследование. [5]
Природа одарила (благословила) всех живых существ разнообразием сезонных красок, и это имеет большое влияние на личность. Сезонные факторы, такие как температура, влажность оказывают воздействие на доши (три основных телесных “сока” – не совсем подходящее определение), а искажение дош нарушает равновесие тела. Лица, которые должным образом следуют диете и режиму в соответствии со своей пракрити имеют лучшие здоровье и силу.
Следовательно, для поддержания здоровья и предотвращения болезни, необходимо следовать определенным рекомендациям относительно правильного питания и образа жизни в зависимости от пракрити.
Несмотря на несколько исследований уже проведенных в течение последних десятилетий, попадаются только разрозненные сведения об общих руководящих принципах диеты и образа жизни, и есть необходимость повторно собрать это из наших классических текстов.
Поэтому попробуем тщательно проработать древние аюрведические рекомендации по питанию и образу жизни, которые описывают это в свете различных пракрити (конституций человека).
1. Влияние сезона на физиологию тела
В Аюрведе различают шесть сезонов (таблица 1) [6]:
Таблица 1: Разделение сезонов
* Даты начала и окончания сезона для каждой местности могут быть свои и они могут каждый год меняться, поэтому время года правильнее определять по признакам сезона, а также принимать во внимание эффект, оказываемый сезоном (см. табл. 2). Некоторые сезоны в конкретной местности могут быть не [сильно] проявлены.
На основании различных аюрведических источников составлена таблица 2, где объясняется влияние сезонов на физиологию человека, а именно: вкус, преобладающий в теле; аппетит (прим: Огонь пищеварения); какие качества (гуны) преобладают; и какова физическая сила. В месяцах Чайтра, Шравана и Маргаширша (ориентировочно в марте-апреле, июле-августе и ноябре-декабре соответственно) предписано [при необходимости] выполнять очищающие процедуры. [7]
Таблица 2: Влияние сезонов на преобладающий вкус, качества, физическую силу и Огонь пищеварения
* Вкус, который становится сильнее в данный сезон (АХС Су.3.4)
Общий принцип (чайа-пракопа-пращама)
В зависимости от условий доши могут накапливаться, обостряться или успокаиваться (см. таблицу ниже, АХС Су.12.19).
Факторы отвечающие за накопление (чайа), обострение (пракопа*) и успокоение (пращама) дош
* пракопа - сильное увеличение дош и выход их из мест нормальной дислокации; приводит к патологиям.
Как этот принцип проявляется в течение года
Вата накапливается [жарким] летом из-за сухости, легкости (принимаемых продуктов и также из-за того, что солнце выжигает "соки", иссушает тело). Но Вата не выходит из равновесия (пракопа), потому что это сопровождается теплом. С приходом холода сезона дождей накопленная Вата обостряется (приходит в состояние пракопа; копа - гнев на санскрите) и обычно в это время увеличивается число заболеваний. В следующий сезон Шарад (влажный и умеренно теплый) Вата успокаивается естественным образом за счет влажности (накопленной за сезон дождей и свойств принимаемых продуктов) и тепла.
Капха накапливается [ранней*] зимой (Хеманта) из-за влажности, тяжести [пищи, которая хорошо усваивается из-за сильного Агни], но Капха не выходит из равновесия (пракопа) из-за холода. С приходом весеннего тепла накопленная Капха начинает "таять" и происходит ее обострение (пракопа) и обычно в это время увеличивается число ["простудных"] заболеваний. Затем приходит лето и Капха успокаивается от качеств сезона: сухости, лёгкости сопровождаемых теплом.
* в некоторых теплых регионах это происходит позднее, в Шиширу.
Питта накапливается в сезон дождей из-за сырости, легкости, кислого випака [пищи, которая из-за подавленного Агни плохо и долго переваривается, вызывая повышенную кислотность]. Но Питта не выходит из равновесия (пракопа), так как это сопровождается холодом. С приходом потепления и солнечных лучей сезона Шарад накопленная Питта обостряется ("закисает" от тепла) и обычно в это время увеличивается число заболеваний. Затем приходит зима и Питта успокаивается от влажности, тяжести сопровождаемых холодом.
2. Общие рекомендации по питанию и поведению в различные сезоны
Сезонные изменения влияют на физиологию тела, то, о чем уже давно упоминалось в аюрведических текстах, теперь подтверждается современными исследованиями [8]. Во время смены сезона рекомендуется плавный переход от предыдущих рекомендованных диеты и образа жизни к рекомендациям для следующего сезона. Такое соединение двух сезонов называется риту-сандхи. В Аюрведе весьма детально разобраны сезоны и приводятся рекомендации: что показано, а что противопоказано в отношении питания и образа жизни. (Таблица 3) [9], [10]
Таблица 3: Общие рекомендации по питанию и поведению в зависимости от времени года
3. Руководства по питанию и поведению для различных пракрити в различные сезоны
Эксперты касательно этой темы советуют регулярно принимать такую пищу (включая лекарственные травы/средства) и придерживаться такого поведения, которые противоположны условиям жизни (природной среде) и противоположны заболеваниям человека. Невозможно знать какая пища и поведение подходят для различных сезонов без знаний о самих сезонах [которые приведены выше].
❄ ЗИМА
Диета для зимы (сезоны Хеманта - Шишира):
Диета и образ жизни для обоих сезонов Хеманты (Влажной зимы) и Шиширы (Студеной зимы) похожи с той лишь разницей, что в последнем сезоне преобладают сухость, вызванная поглощением влаги, и холодность, вызванная облаками, ветром и осадками. Так как Хеманта - это сезон накопления (самчая) Капхи, людям Капха-пракрити следует проявлять особую осторожность при принятии рекомендуемой для зимы пищи. Им не следует потреблять [много] маслянистой и тяжелой пищи. С другой стороны, люди Капха-типа могут использовать большее количество горячей [и согревающей по вирье] пищи. Человеку Вата-типа следует строго следовать рекомендуемой для зимы диете, чтобы противостоять холодности и сухости. Людям Питта-типа следует потреблять маслянистую и тяжелую пищу, но, в то же время, не принимать согревающую (с горячей вирьей).
В этом сезоне мед хорош для человека Капха-типа. Но это неподходящая пища для человека Вата-типа, поскольку мед увеличивает Вату из-за того, что сушит и имеет вяжущий вкус. Овощи, такие как пажитник (methika), горькая тыква (karvellaka), зеленая куркума (green turmeric) и т.д., имеющие горький и вяжущий вкус доступны на рынке в сезоны Хеманта и Шишира, но они увеличивают Вату и уменьшает Капху, следовательно, человеку Вата-типа следует принимать их в меньшем количестве, в то время как Капха-человек может их использовать обильно.
Образ жизни для зимы (сезоны Хеманта - Шишира):
Человек Вата-типа может максимально следовать рекомендуемому для зимы стилю жизни, но, человеку Капха-типа следует проявлять особую осторожность при его выполнении. Так как зима - сезон накопления (самчая) Капхи, то человеку Капха-типа противопоказаны дневной сон и сидячая работа, но ему будут полезны обилие физической нагрузки, сухой массаж с травяными порошками (удвартана) и сексуальная активность.
Всем этим советам нужно следовать и в сезон Шишира (особенно в этот сезон); человеку рекомендуется находиться в непродуваемом и теплом помещении.
🌿 ВЕСНА
Диета для весны (сезон Васанта):
Обычно в этот сезон люди имеют привычку принимать виноград, манго, шрикханд (приготовление из йогурта, которое является тяжелым, маслянистым, сладким блюдом), мороженое, холодные напитки и т.п.
Человеку Капха-типа следует проявлять особую осторожность при принятии такого рода продуктов. С другой стороны, человек Питта-типа может использовать их в изобилии и человек Вата-типа может принимать сладкие, кислые вкусы в умеренном количестве, но не должен принимать много охлаждающих продуктов.
Образ жизни для весны (сезон Васанта):
В этот сезон Капха приходит в патологический избыток (пракопа) и, следовательно, люди Капха-пракрити должны уделять больше внимания в это время года и строго следовать предписаниям, чтобы избежать сезонных заболеваний. Им не следует спать в дневное время. С наступлением весны им нужно регулярно заниматься физическими упражнениями, полезен сухой массаж с травяными порошками (удвартана), лечебное вдыхание дыма (дхумапана), полоскание полости рта [средствами снижающими Капху] и процедуры очищения глаз (сурьмой).
Выделительные отверстия следует регулярно мыть теплой водой. Следует наносить на тело пасты из сандала (Santalum Альбом Linn. – уменьшает Капху и Питту) и алойного дерева (Aquilaria Agalocha Roxb. – уменьшает Капху и Вату).
🌞 ЛЕТО
Диета для лета (сезон Гришма):
В летний сезон в окружающей среде преобладает острый вкус, следовательно, люди Питта-пракрити должны уделять больше внимания. Им не следует потреблять много острого, кислого и соленого вкусов. Люди Вата-типа могут принимать холодную [по вирье] пищу в умеренном количестве вместе с маслянистой и тяжелой, потому, что это противоположно сезону. Как правило, в этот период люди принимают чрезмерное количество охлажденной воды, соков и прохладительных напитков и т.д., которые еще больше уменьшают силу пищеварения.
Образ жизни для лета (сезон Гришма):
В дневное время, следует спать в доме с воздушным охлаждением. В течение ночи, после того как на тело нанесена [охлаждающая] сандаловая паста, нужно спать на открытой воздушной террасе, которая охлаждается лучами луны. Человеку, украшенному жемчужными ожерельями, следует удобно сидеть на стуле, наслаждаясь обдувом вентиляторов и прикосновением нежных рук, охлажденных сандаловой водой.
Лето (Гришма) - сезон накопления (самчайа) Ваты поэтому людям Вата-типа следует проявлять особую осторожность. Они должны избегать такого образа жизни, как бодрствование ночью, [чрезмерные] физические упражнения, плавание, [длительные] путешествия, сексуальная активность и т.п. Кроме того люди Питта-типа должны строго следовать предписанному для лета образу жизни и избегать противопоказаний в этот сезон.
☔ СЕЗОН ДОЖДЕЙ (РАННЯЯ ОСЕНЬ)
Диета и образ жизни для сезона дождей (Варша):
Так как в этот сезон все три доши приходят в патологический избыток (тридоша пракопа) у людей всех типов пракрити, то следует проявлять особую осторожность в повседневной жизни, особенно людям Вата-типа. Надлежит принимать рекомендуемые продукты, полезные для регулярного потребления (см. табл. 5 ниже). Хотя, мед увеличивает Вату, прием его в в небольшом количестве назначают для того, чтобы преодолеть сырость (санскр.: кледа) сезона дождей.
Когда слишком холодно из-за сильных дождей, сопровождающихся штормовым ветром, следует принимать кислые и соленые субстанции. Несмотря на то, что это увеличивает Питту, эти продукты чрезвычайно полезны для успокоения Ваты, которая является самой патологической из трех дош (и ей уделяется большее внимание).
Для Вата-типа хорошо принимать горячую [и согревающую] пищу. Для Питта-людей полезна сухая и легкая пища, и для Капха-типа – сухая, легкая и горячая [по температуре и по вирье].
Следует отметить, что во время сезона дождей хороший эффект дает пост (лангхана; как более мягкие формы поста – режим голода и режим жажды). Люди разных вероисповеданий постятся в разных регионах: в Индуизме – в месяц Шравана, мусульмане - Ураза, в Джайнизме - Парьюшана и т.д. (Пост/режим голода – это научный подход противостоять слабой силе Огня пищеварения). Таким образом, один прием пищи в день – рекомендован в сезон дождей (Варша).
Осознание касательно диеты является наиболее важным для всех типов людей в этом сезоне, особенно для Вата- и Питта-типов. Каждому следует принимать легкую для переваривания, сухую и горячую пищу.
🍁 ОСЕНЬ (БАБЬЕ ЛЕТО)
Диета и образ жизни для сезона Шарад:
В сезон Шарад Питта выходит из равновесия (становится пракопа), поэтому людям Питта-типа следует уделять больше внимания в этом сезоне. Они не должны принимать горячие по вирье, кислые, соленые, острые, раздражающие/резкие и ферментированные продукты, консервированную пищу и консервы (имеющие консерванты), уксус и т.п.
Людям Капха-типа надлежит есть сухую и легкую пищу, не горячую/согревающую по вирье. Несмотря на то, что свойство горячее – это хорошо для Капхи, но в этот сезон и так горячие свойства преобладают.
Образ жизни в сезон Шарад:
Людям Капха-типа следует избегать дневного сна, бодрствования ночью, использования припарок, прямого воздействия солнечного света или ветра, [чрезмерных] физических упражнений, потребления алкоголя, курения, путешествий, избытка сексуальной активности и т.д. Кроме того, они должны избегать беспокойства, напряжения, ревности, страха и т.д.
Лучи луны по вечерам полезны для здоровья в этом сезоне.
Сезонные рекомендации по питанию и образу жизни для различных типов пракрити согласно состоянию «главной/преобладающей» (pradhāna) доши
В течение года, по мере того как сезоны сменяют друг друга, доши проходят стадии накопления (чайа), обострения (пракопа) и успокоения (пращама). В соответствии с этим каждый конституциональный тип должен следовать определённым правилам питания и образа жизни, описанных в классических текстах.
Сезонные правила в зависимости от типа конституции (пракрити) аналогичны режиму питания и образу жизни. Общие руководящие рекомендации для образа жизни в разные сезоны в зависимости от типа пракрити приведены в таблице 4.
Например, людям Капха-типа следует принимать все рекомендации сезона Хеманта (Влажная зима) в мягкой форме (то есть не строго им следовать), тогда как люди Питта-типа должны следовать им умеренно (средне), а люди Вата-типа должны следовать им полностью (строго). И это может варьироваться от человека к человеку из-за других факторов, таких как вторичная доша в пракрити.
Таблица 4: Как строго следовать сезонным рекомендациям в зависимости от типа конституции
4. Рекомендации по питанию и образу жизни подходящие для всех типов пракрити
Как было сказано выше, диета и образ жизни соответствующие сезонам играют важную роль для здорового образа жизни.
При этом в аюрведической литературе имеется несколько диетических рекомендаций касательно продуктов наиболее полезных для употребления (наилучших) и не полезных для ежедневного (регулярного) употребления (Таблица 5). [12]
Ценные рекомендации для повседневной активности перечислены в Таблице 6. Все эти правила по питанию и образу жизни полезны для людей всех типов пракрити.
Рекомендации по питанию:
Следует есть в надлежащем количестве, которое зависит от силы [Огня] пищеварения (метаболизма) и меняется как в зависимости от сезона, так и от возраста человека. [13] Правильное количество пищи зависит от тяжести/легкости продуктов. Если пищевой продукт является тяжелым для пищеварения, то следует заполнить только три четверти или половину объема желудка*, и даже в случае легких для переваривания продуктов чрезмерное их потребление не способствует поддержанию способности пищеварения и метаболизма. Важность пищи, взятой в надлежащем количестве: Пища, принятая в надлежащем количестве, безусловно, помогает человеку в достижении силы, цвета лица, счастья и долголетия, не нарушая равновесия дхату (тканей) и дош тела.
* «Тяжёлых продуктов рекомендуется съедать лишь наполовину от уровня полного насыщения, лёгких продуктов — не до полного насыщения», АХС Су.8.2)
Таблица 5: Полезные и не полезные продукты для регулярного употребления для всех типов пракрити [14]
См. также "Правила питания (Аюрведика)"
Тем не менее обнаружено, что если люди не соблюдают правила приема пищи, принимая даже полезную для их пракрити пищу, это становится вредным для здоровья. Вот почему здоровые люди, а также (некоторые) больные должны соблюдать правила приема пищи, даже при употреблении таких пищевых продуктов, которые являются наиболее полезными по своей природе. Поэтому, эти правила должны быть модифицированы в соответствии с типом конституции человека (пракрити) для устойчивого равновесия.[15]
Таблица 6: Правила приема пищи у людей разных пракрити
Ежедневные практики по поддержанию здоровья для каждого сезона для всех конституциональных типов (пракрити)
Ежедневные аюрведические практики по поддержанию здоровья рекомендуется регулярно соблюдать всем типам пракрити для поддержания дош в нормальном состоянии, но они строго рекомендованы тем типам людей, у которых есть увеличение или доминирование этой конкретной доши [которая успокаивается этой практикой]. Вид практики и её влияние на конкретные доши указаны в таблице 7. [16]
Таблица 7: Ежедневные практики [полезные] для людей всех конституциональных типов
* Регулярно закапывать две капли масла [ану-тайлам] в нос, но в основном в Шарад (Осень), Васанту (Весна), Варшу (Сезон дождей);
** Регулярный масляный массаж должен быть головы, ушей и ступней;
*** Вьяяма (физические упражнения) зависят от силы и пракрити человека.
Примечание: (1) Стрижка волос [+ногтей] (Kshourakarma) должна выполняться 3 раза за 15 дней (есть вариант: 1 в 10 дней). Поскольку Удвартана, упомянутая здесь, не является терапевтической, продолжительность не должна быть слишком длительной. Она направлена на удаление загрязнений [и отмерших частичек] кожи и масла, нанесенного во время Абхьянги. (2) В наши дни подбор одежды и косметика/парфюмерия/внешний вид - их следует рассматривать как соответствие Vastradharana и Gandhamala ratnadharana.
Все ежедневные действия, описанные в классических текстах, должны занимать примерно 85 минут (примерно 1,30 часа); и на это вполне можно найти время всем людям, которые вовлечены в свою повседневную жизнь. Все эти рекомендации изложены в текстах Аюрведы под эгидой Садвритты (благое поведение) [и Диначарии].
То чему еще должны следовать люди всех типов пракрити - это связано с различными естественными потребностями/позывами. Не следует подавлять такие [естественные] позывы, как мочеиспускание, дефекация, семяизвержение, отхождение газов, рвота, чихание, отрыжка, зевота, голод, жажда, слезы, позывы ко сну и одышка, вызванная перенапряжением. [17]
Также в текстах описывается умственное (психическое), физическое поведение и речь, которые следует сдерживать (таблица 8), что может быть включено в социальное поведение.[17]
Таблица 8. Какие побуждения/эмоции следует сдерживать (не допускать)
Практики, касающиеся общей этики, самоконтроля, приема пищи, половых отношений, методов обучения, не сдерживания естественных позывов, поклонения огню и социальных отношений также подробно описаны в аюрведических классических текстах.
Принцип постепенного перехода на полезное
Постепенным отказом от неблагоприятного [в поведении и питании] и, соответственно, постепенным усилением благоприятного/полезного, неблагоприятные привычки искореняются навсегда, а полезные - полностью утверждаются.[17] (см. также: ЧАРАКА И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ).
Принципы диеты и образа жизни для разных типов пракрити
Для поддержания хорошего здоровья предписаны такие пища и образ жизни, которые противоположны [по свойствам] доше, имеющей тенденцию выходить из равновесия для данного типа конституции (пракрити). Для человека, у которого доши находятся в балансе предписывается привычная пища, состоящая из всех [шести] вкусов в пропорциональном количестве.[17] Жизнь человека, который всегда употребляет полезную/здоровую пищу, ведет здоровый образ жизни и следует праведному поведению, определенно похожа на нектар и для него смерть приходит в предопределённое ему время. В то время как другим, у кого нездоровые привычки в жизни, грозит преждевременная смерть. [18]
Необходимость правильного питания и образа жизни, а также поведения в соответствии с типом пракрити
Когда человек принимает различные виды напитков и продуктов (а именно: которые пьют, которые едят, которые жуют и которые лижут) без должного внимания к их свойствам, способу приготовления, сочетанию, количеству, месту (проживания), времени (то есть сезону, времени приема пищи, возрасту), правилам питания и полезности для индивида, тогда Вата, Питта и Капха в его теле становятся несбалансированными из-за этого нарушения правил. Эти несбалансированные доши распространяются по всему телу, и когда они локализуются/скапливаются обструктируя каналы циркуляции, тогда какая бы пища не принималась человеком, она в основном превращается в недопереваренную пищу (Аму), а не в дхату (ткани тела), что в дальнейшем приводит к различным заболеваниям.
Поэтому мудрому человеку следует придерживаться такого питания, которое не является вредным с точки зрения свойств продуктов, способа приготовления, сочетания, количества, места, времени, правил приема пищи и полезности для него (конкретного индивида).[19] Имеются подтверждающие данные о том, что питание и образ жизни играют важную роль в предрасположенности к различным заболеваниям подобным раку.[20] ВОЗ и некоторые агентства здравоохранения выпустили рекомендации относительно изменения образа жизни. Эти рекомендации включают: отказ от курения, снижение [избыточной] массы тела, умеренное потребление алкоголя, уменьшение потребления соли, улучшение пищевых привычек и повышение физической активности.[21] В целом, поощрение здорового образа жизни среди населения должно помочь снизить высокое бремя болезней, связанных с образом жизни в Индии. Государственным и негосударственным структурам страны следует работать сообща для достижения этой цели. Вмешательства в образ жизни продемонстрировали определенную пользу в лечении и профилактике этих заболеваний в крупномасштабных исследованиях.[22]
Вывод
Аюрведа описывает здоровый образ жизни как физическое, ментальное (умственное), социальное и духовное поведение, благодаря которому можно освободить общество от болезней. В классических текстах Аюрведы плодотворное руководство по поддержанию здорового образа жизни дается сразу после описания формирования пракрити, которое предполагает важность [понимания своей] пракрити в адаптации питания и образа жизни. Режим питания и образ жизни следует соблюдать в соответствии с типом индивидуальной конституции (пракрити), чтобы избежать расстройств, связанных с образом жизни, в эту напряженную и конкурентную эпоху. Мы надеемся, что необходимые изменения в адаптации питания и образа жизни в соответствии с типом пракрити приведут к решениям в инициативах общественного здравоохранения для улучшения системы оказания медицинской помощи в соответствующих областях.
Авторы
* Хеталь Амин - Ph.D. Scholar, Кафедра основных принципов, включая исследования лекарств, I.P.G.T. & R.A., G.A.U., Джамнагар
** Рохит Шарма - Ph.D. Scholar, кафедра Расашастры и Бхайшаджья Кальпаны, включая исследования лекарств, I.P.G.T. и Р.А., G.A.U., Джамнагар
*** Махеш Вьяс - Assistant Professor, Кафедра основных принципов, включая исследования лекарств, I.P.G.T. и Р.А., G.A.U., Джамнагар
Список литературы:
- Lifestyle diseases. Available at: http://naturalhealthperspective.com/home/civilization.html. Accessed on August 25th, 2013.
- Rajesh Dholapuria, Sadik Raja, Gupta CK, Chahar RB, Rajeev Gupta, Purohit VP. Atherosclerotic risk factors in adolescents. Indian Journal of Pediatrics 2007;74:823.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 30, Verse 28, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.187.
- Acharya YT. Sushruta Samhita, Sharirasthana, 7th edition, Ch 4, Verse 51, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.360.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Indriyasthana, 7th edition, Ch 1, Verse 5, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.354.
- Sharma R, Amin H, Galib R, Prajapati PK. Seasonal variations in physicochemical profiles of Guduchi Satva (starchy substance from Tinospora cordifolia [Willd.] Miers). J Ayurveda Integr Med 2013;4:193-7.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 7, Verse 46, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.355.
- Pramod KS, Impact of season and constitution on lipid parameters, Ayu. 2013 Jan-Mar; 34(1):77–80.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 6, Verse 12, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.44-49.
- Acharya YT. Sushruta Samhita, Uttaratantra, 7th edition, Ch 64, Verse 20-40, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.808-811.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 6, Verse 19, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.354.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 25, Verse 39, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p. 131.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 25, Verse 45, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.134.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 5, Verse 5, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.36.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Vimanasthana, 7th edition, Ch 1, Verse 20, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p. 235.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 5, Verse 13, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p. 39-43.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Sutrasthana, 7th edition, Ch 7, Verse 29, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.49-53.
- Paradakara HS. Astanga Hridaya, Sutrasthana, 4th edition, Ch 8, Verse 42, Varanasi: Chaukhambha Sanskrita Sansthana; 2010.p.157.
- Acharya YT. Charaka Samhita, Nidanasthana, 7th edition, Ch 6, Verse 10, Varanasi: Chaukhambha Orientalia; 2002.p.221.
- Key TJ, Allen NE, Spencer EA. 2002.The effect of diet on risk of cancer. Lancet. 360:861–8.
- Chalmers J. WHO-ISH Hypertension Guidelines Committee. Technical report Series 628.1999. Guidelines for the Management of Hypertension. J Hypertens 1999.17:151-185.
- Pappachan JM, Chacko EC, Arunagirinathan G, Sriraman. Management of hypertension and diabetes in obesity: non-pharmacological measures. Int J Hypertens 2011 March 22: doi:10.4061/2011/398065.
Полезные ресурсы по теме:
-
Recommendation of Ayurvedic diet and lifestyle guidelines for different Prakriti (constitution) people. // Hetal Amin*, Rohit Sharma** and Mahesh Vyas*** I.P.G.T. & R.A., G.A.U., Jamnagar, Gujarat, India. Nov, 2014 (PDF-версия; обсуждение на сайте ayurvedika.ru)
-
Аюрведа-расаяна (Лекции Владимира Дружинина)
-
Сезоны и месяцы с точки зрения Аюрведа-шастр, астрономии и здравого смысла (ч. 1)
-
Сезоны и месяцы с точки зрения Аюрведа-шастр, астрономии и здравого смысла (ч. 2)
-
Основной принцип питания для зимы (АХС 1.3.7-8, видео, Владимир Дружинин)
-
«Аштанга-хридайа-самхита» о режиме в сезон весны
-
Сезоны и доши «для чайников»
-
Чарака Самхита о режиме на зиму (Дхарма Аюрведа)
-
Сезоны ограничения (Дхарма Аюрведа)
-
Сезонный режим на Весну. Часть 1. (Дхарма Аюрведа)
-
Сезонный режим на Весну. Часть 2. (Дхарма Аюрведа)
- Charaka Samhita Online ("Чарака-самхита" онлайн, с переводом на английский язык)
- Правила питания (Аюрведика)
- Пракрити и викрити (Аюрведика)
- Пракрити. Описание Вагбхаты. (Аюрведика)
- Пракрити, или «ваша аюрведическая конституция» (Аюрведика)